Для покупателей и продавцов автомобилей наступают непростые времена — увеличение утильсбора и повышение ключевой ставки привели к росту цен на машины и подорожанию автокредитов, из-за чего авторынок начал постепенно замедляться. В дальнейшем цены на личный транспорт продолжат повышаться, и при этом в стране будет расти доля необеспеченных автокредитов.
Об этом Общественной службе новостей рассказал главный редактор журнала «За рулем», автоэксперт Максим Кадаков.Ранее «Ъ» сообщил, что доля автокредитных должников среди общего объема заемщиков с просрочкой до 90 дней впервые с 2018 года достигла 2 %. При этом число должников на авторынке по итогам сентября достигло 31,4 тысячи, что составило 1,45 % от общего количества заемщиков в сегменте и стало максимальным показателем с 2022 года. Тенденция к росту просроченных займов на авторынке возникла на фоне затяжного периода ажиотажных выдач кредитов.
«На рынке новых автомобилей больше половины продается, так или иначе, в кредит»
Как отмечает Кадаков, цены на новые автомобили после повышения утильсбора будут расти до конца 2024 года и продолжат постепенно повышаться в следующем. Вслед за ними дорожать будут и «свежие б/у-шки» на вторичном рынке, так как по цене они привязаны к новым авто.
«Ажиотажный рост и на рынке новых автомобилей, и на рынке б/у, похоже, в октябре начал потихоньку прекращаться. Все это становится совсем неподъемным для покупателей всех уровней. У нас на рынке новых автомобилей больше половины продается, так или иначе, в кредит, с разной долей заемных средств — кто-то больше берет, кто-то меньше. На б/у-шном рынке тоже много машин покупают с помощью займов. При этом на вторичке многие уже отказываются от продажи своего автомобиля, если он в хорошем состоянии, потому что понимают, что выручат за него денежную массу, с которой потом ничего не сделать, ведь чтобы купить более свежий автомобиль, опять же, нужно будет добавить сверху, — говорит эксперт. — Поэтому пока все неплохо, но такое ощущение, что рынок начинает потихоньку замедляться. Насколько это замедление будет сильным — посмотрим. По идее, в ноябре должно быть чуть хуже, чем в октябре, а в декабре чуть получше. Потом будут январь и февраль — два мертвых месяца».
По словам автоэксперта, ситуация на российском авторынке сложилась неоднозначная. Стоимость и автокредитов, и самих автомобилей «где-то уже реально уперлась в потолок» и стала неподъемно высокой, отметил он. При этом в ближайшее время рост цен не прекратится — как минимум следующая индексация утильсбора запланирована на январь 2025 года. Подорожание не будет одномоментным, и компании растянут его на длительный срок, чтобы не шокировать покупателя, однако избежать этого не получится, отметил Кадаков.
«Сейчас наступают непростые для покупателей времена, да и для продавцов тоже. У дилеров замедляется оборачиваемость складов. Заемные деньги дорогие. Чем дольше продается машина и чем дольше морозятся деньги, тем, соответственно, выше расходы, ниже прибыль и так далее. Все это связано, так или иначе», — говорит он.
Что касается будущего автокредитов, число должников по которым растет, об этом эксперт говорит:
«Впереди у нас интересные события»
«Это только начало. Сейчас это около 1-1,5 % процента рынка, до 2 % доходит, и это больше, чем было когда-либо. При этом те покупатели, которые брали заемные средства в последние месяцы ажиотажного спроса — июль, август, сентябрь, октябрь — покажут свою состоятельность в обслуживании кредита только через какое-то время. Сейчас-то о них рано говорить, — указал он. — Я прогнозирую, что, скорее всего, доля необеспеченных кредитов будет расти. Поэтому впереди у нас интересные события, когда банки опять будут вынуждены забирать автомобили и реализовывать их. Люди нахватали столько, что они не могут это обслуживать. Закредитованность покупательской аудитории очень высокая, и обслуживать кредиты по таким ставкам, особенно если они плавающие, очень тяжело. Пока все было на позитиве, и какие-то не очень веселые события, я думаю, нас ждут впереди».
Ранее в разговоре с ОСН автоэксперт Петр Шкуматов сообщил, что повышение утильсбора не вызовет резких скачков цен на авто.
Свежие комментарии