Обычно распродажа 11.11 начинается именно в этот день — 11 ноября. В 2024 году дата приходится на понедельник. У нас в России, как правило, старт объявляется в 11:00 по московскому времени. Несмотря на то что позиционируется этот день как время «беспрецедентных» скидок и «максимально заманчивых цен», свою выгоду получить собираются не только покупатели, но и коммерсанты.
Общественная служба новостей разобралась, как не попасться в руки мошенников и ухватить долгожданные товары по выгодной цене.Настоящие ли скидки
В преддверии распродажи 11.11 страницы Интернет-магазинов пестрят заманчивыми предложениями о немыслимых скидках — 40 %, 50 %, 60 %. И даже эти цифры далеко не предел.
Однако стоит задуматься, возможны ли в реальности такие условия, при которых продавцы не возвращают даже себестоимость своего товара. Для сравнения: приобрести новенький автомобиль или квартиру в новостройке хотя бы с приуроченной к какой-то дате скидкой в четверть цены невозможно.
Все дело в том, что даже на распродаже 11.11 никто не торгует себе в убыток, считает юрист, руководитель Центра правопорядка в г. Москве и Московской области Александр Хаминский.
«Законы торговли существуют столь же долго, сколько существует сама торговля. Допустим, вам нужен батон к столу, и вы направляетесь за ним в булочную. В большинстве случаев ваша покупка ограничится этим самым батоном. А теперь представьте, что вместо булочной вы зашли в супермаркет. Логистика перемещения покупателя от входа до кассы устроена таким образом, чтобы вызвать у него логичное желание дополнительно приобрести определенные товары. Поэтому откупиться от супермаркета одним батоном вряд ли получится.
В Интернет-торговле свои законы. Роль витрин здесь выполняют страницы сайтов, которые, как бумага, стерпят любую информацию, размещаемую предприимчивыми коммерсантами. Специалисты в области поведения покупателей давно заметили, что последние чаще интересуются тем товаром, ценник на котором сопровождается указанием на существенную скидку. Да, вы не ошиблись, именно размер скидки, а вовсе не конечная цена играет главенствующую роль при принятии решения о покупке. При этом стоимость может оказаться даже выше, чем в обычном оффлайн-магазине без всяких “черных пятниц” и т. д., – утверждает эксперт.
Как формируется цена на распродажи
Для примера возьмем смартфон популярного производителя, который в обычное время продается на одном из маркетплейсов по цене 82 тысячи рублей, вот в «черную пятницу» и другие распродажи его цена падает уже до 28 с половиной тысяч рублей. Скидка 65 % выглядит невероятно заманчиво, а потому рука сама тянется к кнопке «приобрести». Но стоит не торопиться, а вместо этого набрать название модели смартфона в любом поисковике и убедиться, что на других онлайн-площадках стоимость его варьируется в пределах суммы от 25 до 32 тысяч рублей.
Подобные странности, которые давно уже не странности, а закономерность во время подобных «распродаж», встречаются практически повсеместно, особенно на крупных торговых площадках.
«Можно сказать, что маркетплейсы паразитируют на жадности самих покупателей. Тем не менее пользоваться их услугами можно и нужно, если подходить к процессу покупки прагматично и разумно. В силу объективных причин у маркетплейсов торговые издержки на порядок ниже, чем у супермаркетов и универмагов. Это объясняется отсутствием расходов, связанных с арендой торговых площадей и рекламой. Сам сайт маркетплейса является одной огромной рекламной площадкой. Поэтому там рекомендуется приобретать традиционные для потребителя товары повседневного спроса привычных производителей, к которым относятся чай, кофе, средства гигиены, моющие средства, консервы и т. д. Покупатель всегда может сравнить стоимость этих позиций в онлайн- и оффлайн-магазинах и сделать правильный выбор. Обычно экономия продавца, связанная с невысокими издержками, напрямую корреспондирует с размером выгоды, которую получает покупатель», – заявляет юрист Александр Хаминский.
Ноябрьские распродажи – обман или все-таки нет
В определенных случаях маркетплейсы действительно могут предложить неожиданно низкую цену на некоторые товары, и эта покупка окажется по-настоящему выгодной безо всяких лишних «но».
Конечно, покупателю это будет казаться аттракционом фантастической щедрости, а вот для экспертов рынка в подобных скидках никакого секрета или фантастики нет.
«Дело в том, что большинство маркетплейсов, пользуясь доминирующим положением в данной сфере торговли, включают в договоры кабальные для продавца условия, в соответствии с которыми продавец безоговорочно соглашается с тем, что площадка в дни акций самостоятельно устанавливает скидки на товары продавца, не спрашивая разрешения. Это, конечно, сулит выгоды некоторым покупателям, но приводит к неконтролируемым убыткам продавцов, которые в последующем все равно будут компенсированы за наш с вами счет», — рассказывает Александр Хаминский.
Что делать с распродажами
«Не так давно на эту ситуацию обратили внимание законодатели. Депутаты посчитали, что включение в договоры заранее невыгодных условий должно считаться нарушением антимонопольного законодательства со всеми вытекающими последствиями, начиная от оборотных штрафов и заканчивая уголовной ответственностью, особенно есть речь будет идти о картельном сговоре. Введение антимонопольного контроля в такой социально значимой сфере, как Интернет-торговля, без сомнения, пойдет на пользу гражданам-потребителям», – резюмирует юрист.
Главное — помнить о золотом правиле торговли, которого должны придерживаться покупатели: доверяй, но проверяй. Если ему следовать всегда, то никакие уловки продавцов никогда не введут вас в заблуждение, а выбор покупок со скидкой станет действительно прибыльным (хоть и не самым простым) делом.
Свежие комментарии