На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • lady lyudmila
    Думаю , что Кадыров ему вставил хорошо. Как раньше он делал другим.Глава МЧС Чечни Ц...
  • Silver Kont
    Пусть уёбывают обратно, по кищлякам, и крутят хвосты ишакам!В МИД РФ разъясни...
  • Невидимка Невидимка
    Что происходит в нашей стране?В Тюменской облас...

Медиатор в антикризисном управлении: задачи, особенности и этапы работы – рассказывает медиатор Максим Божко

Для чего нужен медиатор и его роль в антикризисном управлении предприятием? Когда необходимо привлечь медиатора? Читайте в нашей статье мнение профессионального медиатора Максима Божко.

Медиация – практика разрешения споров при содействии профессионального посредника, без участия судебных органов. Как проходит процедура медиации, какие есть требования к деятельности медиатора на профессиональной основе, рассказал нашему изданию юрист и антикризисный управляющий, председатель коллегии адвокатов “Русский домъ права” адвокат Максим Петрович Божко.

Давайте начнем с основ. В чем заключается суть процедуры медиации, кто такой медиатор?

Медиация – это примирительная процедура, которая совершается сторонами конфликта без участия судебных органов, с помощью медиатора. Медиатор – это посредник, который помогает урегулировать имущественные, хозяйственные и иные споры, лежащие в области гражданского права. Он может быть как профессиональным, так и не профессиональным, к нему предъявляются требования беспристрастности и непредвзятости. В основе процедуры медиации лежат принципы добровольности, равноправия, конфиденциальности, равноправия и сотрудничества сторон. Это помогает добиваться гибкого урегулирования спора. И дает возможность при принятии решений учитывать дальнейшие коммерческие перспективы спорного актива.

Чем еще процедура медиации отличается от судебного рассмотрения конфликта?

Медиация избавляет стороны конфликта от внимания и давления общества и прессы, позволяет сохранить коммерческую тайну и хорошую деловую репутацию. Практика показывает, что при использовании медиации спорные активы жизнеспособнее в стратегическом плане. Кроме того, процедура медиации, как правило, занимает меньше времени, чем решение вопроса в суде. На Западе, где медиация широко распространяется уже более пятидесяти лет, еще играет фактор стоимости: судиться гораздо затратнее, чем обращаться к медиаторам. Но в Российской Федерации этот фактор не является решающим: судебные издержки у нас невелики. Поэтому приглашение медиатора является скорее признаком дальновидности собственников.

Почему вообще бывает нужно вмешательство медиатора? Стороны не могут договориться сами?

Клиенты, для которых я выполняю роль медиатора, – крупные, зрелые компании. Их руководители и владельцы – серьезные, сильные люди с большим опытом развития бизнеса. Но все же у каждой специальности есть свои ограничения. А когда в дело вмешиваются эмоции – принимать взвешенные решения становится особенно трудно. Моя задача как медиатора – стать проводником по слепым зонам правового конфликта. Помочь сторонам выявить все возможные варианты урегулирования. Разобрать конфликт по косточкам, составить его карту, начертить новые пути к выходу. И конечно – убедить стороны в том, что именно такое урегулирование выгодно для них и в деловом, и в репутационном плане.

Какие вопросы, по вашему опыту, бывают самыми сложными и болезненными в процессе медиации?

Самые чувствительные вопросы здесь, как правило, связаны с равноправием сторон: если на одной стороне конфликта находится крупный игрок, а на другой – компания поменьше или даже ИП, медиатору нужно прилагать особые усилия, чтобы снять предвзятость, устранить напряжение и наладить сотрудничество между сторонами конфликта.
Меня привлекают для помощи в принятии решений касательно спорных активов. Я помогаю разобраться, какие долги числятся за конкретным активом, что лучше с ним сделать – забрать, продать, вернуть. Вокруг каждого спорного объекта мы вместе с клиентом выстраиваем стратегию, которая учитывает и правовые, и этические, и психологические аспекты.

Почему предприниматели доверяют вам в принятии таких решений?

У меня есть репутация, опыт, насмотренность. Четкие этические принципы. Например, я не работаю с активами, в отношении которых у моего клиента нет юридической правоты. Мне важна этическая база – то есть исключительно законная работа, без всяких нецивилизованных мер. Кроме того, нет смысла заниматься проектами с маржинальностью ниже 60%. В обычном бизнесе маржа 20% может считаться хорошей, но если мы говорим о специальных ситуациях, то здесь цифры другие. Мне интересны проекты, которые можно структурировать с юридической точки зрения: подписать опцион или предварительный договор, выкупить долю или право требования и так далее.

Далее, я предлагаю не просто медиацию, а посткризисное управление проектом: поиск стратегии выхода из кризиса, формирование управленческой команды, поиск инвесторов для развития или перепрофилирования актива. Чтобы брать на себя задачи такого уровня, мне нужно видеть ясные перспективы окупаемости и трезво оценивать потенциальную прибыль. Мне доверяют, потому что я умею хорошо и ответственно делать все эти вещи.

Каков ваш главный принцип при медиации сложных имущественных споров?

Я вижу свою миссию в развитии дальновидного, созидательного подхода к бизнесу. Многолетняя практика показывает, что в агрессивных конфликтах, когда обе стороны стремятся победить любой ценой, в итоге истощаются обе стороны – а спорный актив достается третьим лицам. Поэтому я всегда призываю как можно скорее перестать воевать, добиться сначала перемирия, а потом и полноценного мира, в котором будут учтены интересы обеих сторон. Нужно думать о будущем и не наживать себе врагов. А еще – не ставить во главу угла деньги. Если видишь, что другой ведет игру, не нужно в нее лезть, ломать ее, перехватывать актив – особенно если не уверен, что сможешь распорядиться им лучше. Это все разрушительные вещи, они не приносят пользы в долгосрочной перспективе. Но чтобы увидеть это и понять, нужно попробовать поменять оптику, взглянуть на конфликт непредвзято. Если участникам спора трудно это сделать – я прихожу на помощь. И с удовольствием наблюдаю, как меняется психологическое состояние клиентов, когда удается разрешить острую проблему, которая вызывала подавленность, агрессию. Происходит позитивная трансформация и проблемного актива, и людей, которые были вовлечены в конфликт. Это важная для меня часть работы медиатора.
Для работы медиатора нужны только юридические компетенции?
Требования к медиаторам отражены в 15 и 16 статьях Федерального закона “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации” от 27 июля 2010 года, N 193-ФЗ. В соответствии с этим нормативным актом, неформальным медиатором может выступать любой дееспособный совершеннолетний гражданин России, не имеющий судимостей. Вне зависимости от образования, опыта и так далее. Но чтобы заниматься медиацией на профессиональной основе, необходимо получить дополнительное профессиональное обоазование по применению процедуры медиации. Медиация – это процесс на стыке юриспруденции, управления бизнесом и психологии. Работа медиатора требует не только постоянного обновления знаний, но и личностных качеств, которые гарантируют непредвзятость, беспристрастность, умение выслушивать и убеждать людей, которые зачастую настроены на быстрое, пусть и невыгодное для них же самих решение спора.

Как проводится сама процедура медиации?

Стандартов нет. В каждом случае стороны составляют соглашение о процедуре медиации, в котором оговаривают все важные моменты, в том числе сроки процедуры. По завершении процедуры составляется метиативное соглашение, которое в случае заверения у нотариуса имеет силу исполнительного документа. Но главный результат процесса медиации – не этот документ, а урегулирование конфликта, приведение сторон к такому состоянию, когда они готовы завершить спор и исполнять положения медиативного соглашения на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

Насколько распространена практика медиации сегодня?

В нашей стране на данный момент сильнее привычка обращаться в суд. Пока не изгладилась из памяти практика “разборок” из 1990-х годов, бизнес не хочет возвращаться на этот уровень. Кроме того, профессиональных медиаторов пока не так много, потому что это комплексная сложная практика, и заниматься ею готовы не все. Но поскольку у медиации есть важные преимущества, люди все чаще ищут специалистов, которые могут обеспечить профессиональное проведение процедуры медиации. И эта практика, уверен, будет только расширяться. Например, в Китае сегодня более 70% предпринимательских споров решается путем медиации. Бизнес здесь идет впереди, потому что преимущества медиации очевидны, и бизнес готов в это вкладывать. В перспективе, думаю, медиация будет все шире распространяться и в семейном, и в трудовом праве. Но главное – что с помощью профессионально осуществленных процессов медиации все более здоровой будет становиться бизнес-среда и общество в целом.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх